Учебная работа>>>Экскурсии >>>Осень, Зима, Весна |
Экскурсия
Цели экскурсии: Образовательная: знакомство учащихся с приспособленностью растений и животных к перезимовке; Развивающая: ¨ развитие практических умений и навыков распознавания древесных и кустарниковых форм по силуэтам, коре , почкам, плодам ; ¨умений читать следы жизнедеятельности животных; навыков проведения самостоятельных наблюдений в природе; умений исследовательско-практической работы и элементов творческой деятельности;
Воспитательная:
¨воспитание
бережного отношения к природе; |
Оборудование: блокноты, карандаши, ручные лупы, бинокли, фотоаппараты, пакеты.
Место проведения: Лес
Проведение экскурсии: Экскурсию начинают с вводной беседы. Находясь в зимнем лесу , учитель обращает внимание, что зима- удивительно красивое время года., Чародейкою-зимою Околдован лес стоит, И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. ¨Ф. Тютчев. Затем учащимся предлагается описать зимний пейзаж. В беседе выясняем, что по календарю зима начинается 1 декабря. Астрономическим началом зимы является 22 декабря(самый короткий день и самая длинная ночь). По народному календарю-замерзание рек и выпадение снега , его сохранение. Очень важно обратить внимание учащихся на тишину зимнего леса, безлистное состояние деревьев, на то , что все словно остановилось, замерло. Однако жизнь растений с наступлением зимы не прекращается. Это безмолвное состояние называется зимним покоем, когда все биологические процессы, особенно ростовые, сведены к минимуму. Необходимо научить школьников различать деревья и кустарники зимой по их почкам, цвету коры и силуэтам. У березы, осины, тополя почки на побегах расположены поочередно; у сирени, калины, бузины-супротивно. Почки бывают сидячие(ива, сирень, рябина) и на ножках(ольха). Они могут отличаться по запаху, ароматно пахнут почки черемухи, тополя, неприятно –у бузины. Почки тополя клейкие, а у рябины они опушены. Зимой деревья отличаются по расположению ветвей, форме кроны, что формирует силуэт дерева. У березы поникшая форма кроны, поскольку боковые побеги обычно свисают вниз, у липы –овальная, боковые ветви отходят от ствола под углом вниз, а на концах ветви приподнимаются. Окраска коры деревьев тоже отличается. У липы она темная, почти черная с мелкими трещинками в виде узких полосок, а у дуба –с глубокими трещинками-бороздками. У тополя кора молодых побегов серо-зеленого цвета, а на старом стволе-серо-бурая. Жизнь животных зимой также не замирает. В первую очередь обращают на себя внимание птицы. В лиственных лесах часто встречаются сороки, поползни, различные виды синиц: большая, лазоревка, московка, буроголовая гаичка. В хвойных лесах нередко попадается большой пестрый дятел, его кузницы и обработанные им шишки. Млекопитающих увидеть гораздо труднее, однако следы их присутствия можно наблюдать. На опушке леса обычны следы зайца-русака и его лежки, около деревьев и пней активную жизнь ведут серые полевки и землеройки. На снегу хорошо видны их следы. На этих же участках могут встречаться следы волка, лося, кабана. После беседы учитель предлагает учащимся выполнить задания в группах. «Ботаники»(6-7 класс) ¨Определите виды деревьев по их силуэтам; установите, ветки и кору каких деревьев и кустарников предпочитают животные зимой в качестве корма. ¨Рассмотрите многолетний побег тополя ,определите его возраст путем подсчета почечных колец. ¨Определите , какие деревья и кустарники распространяют свои семена зимой. ¨Соберите и рассмотрите сохранившиеся на растениях плоды и семена, отметьте разнообразие приспособлений к распространению. ¨Найдите и рассмотрите шишки и семена хвойных пород. «Зоологи»(7-8 класс) ¨Определите виды птиц по внешнему облику, понаблюдайте за их поведением. ¨Установите по следам на снегу активных в зимнее время животных. ¨Зарисуйте отпечатки их лап. ¨Найдите на деревьях гнезда грачей, сорок, воробьиных, составьте представление об основных чертах их устройства у разных видов пернатых. ¨Соберите попадающиеся следы деятельности животных: обработанные шишки, погрызы ветвей . «Экологи»(9-10 класс) ¨Выясните адаптации разных видов растений и животных к перенесению суровых зимних условий: какую экологическую роль играет сбрасывание листьев; какие изменения происходят у растений зимой в обмене веществ; ; какие черты строения и поведения дятлов и клестов позволяют им питаться семенами шишек и вести зимой активную жизнь; ¨Какие физиологические особенности строения и образа жизни позволяют быть в зимний период активными мышевидным грызунам , зайцам, белкам, кабанам. ¨Какие экологические акты и действия необходимо проводить зимой, чтобы облегчить жизнь животных. «Фотографы»(10-11 класс) Фотосъемка «Зима в лесу ». После экскурсии: Оформление стендов «Способы распространения семян зимой», «Вредители леса зимой», «Зимняя природа в произведениях художников, поэтов и писателей», оформление фотоальбома «Зима в лесу». |